Marina A. Ganicheva (lapetitevalise) wrote in ru_royalty,
Marina A. Ganicheva
lapetitevalise
ru_royalty

Categories:

Сокровище под ногами у королевы

Оригинал взят у lapetitevalise в Сокровище под ногами у королевы
Грандиозный, "юбилейный" портрет королевы Елизаветы, написанный два года назад, изображает ее, как известно, задумчиво стоящей перед главным алтарем Вестминстерского аббатства, на том само месте, где короновалось множество английских монархов, ее предков.
Это место настолько священно, что так и называется - Святилище, Sacrarium, Sanctuary.
Однако, одна деталь отличает Святилище на портрете от того, как оно выглядело последние 150 лет. Под ногами королевы можно лицезреть настоящее сокровище, которое даже на коронации Елизаветы в 1953 году скрывалось под слоем толстого коричневого ковра - великолепный квадратный мозаичный пол перед алтарем, площадью около 7,5 квадратных метров, выполненный в 1268 году итальянскими мастерами для короля Генриха Третьего. И лишь c 2011 года, после двухлетней реставрации, уникальный артефакт вновь радует взор посетителей древнего храма.
Заглянем же в глубь веков...



Взяв за основу и существенно развив византийские техники, представители династии Космати с конца двенадцатого века создавали свои шедевры по всей Италии, особенно, в Риме, где они пользовались покровительством папы. Почти в каждой церкви и дворце можно было встретить не только полы "космати", но и надгробия, алтари, мозаичные картины и скульптуры. Взгляните на эту удивительную колонну в церкви Санта Мария в Траставере



Английский посланник в Риме, аббат де Уоре, решил, что подобной яркой детали не достает и Вестминстерскому аббатству, которое король Генрих избрал местом своего религиозного поклонения. Тут был похоронен основавший аббатство, канонизированный король Эдуард Исповедник, а в 1222 году оно получило необычную привилегию, перейдя от архиепископа Кентерберийского под непосредственную власть папы.
Аббат де Уоре был также настоятелем аббатства. Он и сделал заказ итальянскому каменщику Одорикусу - династия Космати к тому времени, по-видимому, пресеклась, но передала накопленный опыт многочисленным ученикам. Вскоре Одорикус прибыл в Англию со своими мастерами и запасом материалов.

Основа, матрица мозаики в Вестминстере сделана ими из так называемого "пэрбекского мрамора" - на самом деле, это вовсе не мрамор, а органический известняк-ракушечник, добываемый уже много веков на полуострове Пэрбек в графстве Дорсет. Материал этот может иметь, в зависимости от преобладания минералов, красновато-коричневатый или зеленоватый и даже голубой природный оттенок и удивительный рисунок.
 
Это необычная деталь пола -  итальянцы обычно предпочитали использовать светлый, настоящий каррарский мрамор со своей родины, и несомненно, им пришлось поработать в тесном сотрудничестве с английскими резчиками. Темный фон вестминстерского пола придает ему особенную изысканность.

Инкрустация в технике opus sectile, наборной мозаики, выполнена Одрикусом в виде геометрических узоров - кругов, треугольников, квадратов, стилизованных звезд и листьев, составленных из мелких кубиков или пластин. Используемые материалы были собраны со всех концов бывшей Римской империи: мрамор из древних римских руин, зеленый серпентин из Греции, пурпурный порфир из Египта, турецкий травертин (кто бывал в Памуккале, тот не забудет тамошние чудесные белые скалы, это он самый).
Использовалось также множество кусочков матового стекла - еще одно новшество для итальянцев - красного, бирюзового, кобальтово-синего и серовато-белого цветов.
Материал подбирался так, чтобы, после полировки, его яркость и сияние буквально ошеломляло тех, кто увидит алтарь Вестминстерского аббатства в свете множества свечей. Подобного мозаичного пола нет во всей Европе к северу от Альп.
Схема его представлена большим квадратом с широким бордюром. В этом бордюре, на каждой стороне квадрата, по центру расположены прямоугольники и пять дисков, отделяющих их друг от друга. В центральном квадрате заключен еще один, поставленный перпендикулярно, отсекающий треугольники в каждом из его углов. В эти треугольники вписаны еще четыре окружности. Внутри перпендикулярного квадрата находится также конструкция, называемая "квиконс" - четыре диска и пятый в центре - напоминающая орбиту.
Ни один из дисков не похож на другой ни рисунком, ни формой. Из четырех "орбитальных" дисков, один содержит круг внутри, второй - шестиугольник, третий - семиугольник, а четвертый - восьмиугольную фигуру.

Некое объяснение дизайну мозаики и даже, можно сказать, послание потомкам несут три почти не сохранившиеся надписи на латыни, выполненные из медных букв. Такие надписи никогда не присутствовали в других произведениях в технике "космати" той эпохи. К счастью, монах-летописец аббатства, живший в пятнадцатом веке, записал этот текст:
  "В Год Христа одна тысяча двести и двенадцать плюс шестьдесят минус четыре, третий король Генри, город, Одорикус и аббат сложили эти порфировые камни воедино.
Если читатель обдумает как следует все, что лежит перед ним, он обнаружит здесь конец мира; еж живет три года, добавьте собак и лошадей и людей, оленей и воронов, орлов, огромных китов: каждый последующий утроит число лет предыдущего.
Сфера означает архетипический макрокосм".
Исследователи предположили, что описание даты на самом деле заключает в себе два числа: "одна тысяча двести и двенадцать плюс шестьдесят" это 1272 год, дата смерти Генриха Третьего, "шестьдесят минус четыре" - 56 - это длительность его царствования. Поэтому, надписи, скорее всего, были добавлены после смерти короля.
Путем проведения арифметики в описанном порядке, складывая предположительную длительность каждого упомянутого животного, при этом умножая на три каждую последующую и соблюдая указанный порядок (еж живет 3 года, собака - 9 лет, лошадь - 27, человек - 81", и т.д.), был сделан вывод, что "конец миру" должен наступить в 19683 году, либо через 19683 года.
"Сфера" в центральном диске мозаики вырезана из единственного куска оникса, сохраняя его природный рисунок, чем-то напоминающий карту. Как писал средневековый монах Ричард Сторли, она содержит в себе цвета всех четырех стихий - воды, огня, воздуха и земли - и таким образом, весь мозаичный пол представляет собой некое схематичное изображение нашего мира...и его конца.

Стоит, однако, упомянуть, что мозаичный пол Святилища нужно рассматривать в комплексе с двумя другими монументами. По приказу Генриха Третьего, итальянские мастера возвели также новую раку Эдуарда Исповедника и рядом - гробницу для самого короля (Аббат де Уоре, заказчик мозаики для аббатства, удостоился чести быть упокоенным в могиле под самим полом). Монарх даже обозначил строгую дату завершения всех работ: 13 октября 1269 года.
Возможно, именно она каким-то образом зашифрована в надписи. Этот день был праздником Эдуарда Исповедника, 13 октября 1163 года его мощи были помещены в аббатство; кроме того, церковный календарь для 1163 года и 1259 года был идентичным, что случалось раз в столетие.

Рака Эдуарда Исповедника                                                   Гроб Генриха Третьего
  U
Надписи на мозаике пола, увязанные с этой датой и рисунками, таким образом, возможно, содержат в себе идею, связанную со временем.
Первая строка обозначает текущее, повседневное время, в котором живем мы все. Вторая сообщает, когда время, отпущенное нам, истечет. И, наконец, третья надпись, как и рисунок центрального диска, недвусмысленно обозначает макрокосмос - вечную, духовную реальность. Существует целая монография Ричарда Фостера, исследующая нумерологический символизм фигур,узоров и цифр, заложенных в мозаику пола Святилища в Вестминстерском аббатстве. Вполне возможно, что он представляет собой воплощение средневекового понимания Космоса, духовных и материальных уровней, и отражение хода времени относительно вечности.
Однако, какова также вероятность, что это всего лишь красивая и броская инкрустация, и ничего больше?

 Аббат де Уоре, в свою бытность в Риме, вращался в самом образованном обществе того времени, которому была не чужда эзотерика и философия. Что касается самих мастеров, они, несомненно, хорошо владели геометрией.
Не стоит и забывать того, что в обычное время лишь каноники аббатства имеют право подниматься по ступенькам, ведущим в Святилище. Возможно, они знают гораздо больше, чем мы. В средневековой церкви многое было создано не для глаз человека, а для взора Бога. Именно сверху рисунок мозаичного пола открывается во всей своей яркости, красоте и безупречной симметрии.
В день коронации трон нового монарха помещается именно на центральную сферу мозаики, таким образом, словно объединяя власть божественную и власть земную. На него ступает и Елизавета Вторая на своем портрете. Недаром ведь король именовался "помазанником Божьим".

И последний любопытный факт: помимо церковных служб и коронаций, на территории Святилища оказываются избранные пары, которых венчают в Аббатстве. Первой из них были Эдмунд Горбун, граф Ланкастер, и его невеста Эделина де Форц. А последней, на текущий момент: герцог и герцогиня Кембриджские.



Tags: Британия - Королева Елизавета Вторая, Британская королевская семья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments