Заносчивая Вандербильдиха (leprofesseur) wrote in ru_royalty,
Заносчивая Вандербильдиха
leprofesseur
ru_royalty

Category:

Хайгроув. Сад пней.





Биогруппы с корягами и папоротниками выделились в отдельный элемент ландшафтного дизайна в викторианской Англии во второй половине XIX-го века, где получили название “stumpery”, что можно перевести как «коряжник», т.е. скопление коряг. Для устройства коряжника брали выкорчеванные пни засохших деревьев и прикапывали их в землю примерно на треть, корнями вверх или лежа на боку, так, чтобы хорошо была видна структура корней. В качестве фона к корягам и в промежутках между корней сажали папоротники так, чтобы образовалась живописная группа.

По сути, коряжник представляет собой вариант каменной горки с той разницей, что вместо камней используют пни и коряги. Но коряжник может принимать и более сложные формы, чем просто горка. Из коряг можно формировать достаточно большие структуры, такие как стена или арка или даже пещера. Главное, что тенелюбивые папоротники прекрасно сочетаются с этим природным материалом и не боятся оказаться даже в полной тени пней и коряг.

Популярности коряжника как элемента сада в викторианской Англии способствовало повальное увлечение папоротниками, для которого даже придумали слово – «птеридомания», т.е. страсть к папоротниковым. Страсть эта выражалась не только в коллекционировании этих растений в саду или в форме гербария. Изображения папоротников появлялись на изделиях из фаянса, стекла и металла, орнаменты украшали ткани и бумажные обои.

Мода на папоротники объяснялась их меньшей изученностью по сравнению с цветочными растениями, а также огромным разнообразием видов, которые завозились из разных уголков Британской империи. Более того, хобби это было вполне демократично, так как папоротники могли собирать не только состоятельные энтузиасты, но и небогатые коллекционеры. Те, кто не мог позволить себе редкие экзотические виды, отправлялся за сбором экземпляров в менее освоенные уголки сельской Англии, особенно на ее западных и северных окраинах, которые становились более доступными благодаря развитию дорожной инфраструктуры, включая железнодорожный транспорт. Энтузиасты-ботаники брали с собой в дорогу хорошо иллюстрированные справочники по папоротниковым Великобритании, которые тоже появились в печати в этот период и внесли свою лепту в популяризацию папоротника как садовой культуры.

Редкие и теплолюбивые виды папоротников высаживались в папоротниковые оранжереи и теплицы, напоминающие современные террариумы. Но основной ландшафтной формой для демонстрации коллекций стали коряжные горки. И не только потому, что сухие коряги и папоротники образуют гармоничную биогруппу. Здесь, видимо, сыграло свою роль идейное и художественное направление Романтизма, доминировавшее в ту эпоху в том числе и в ландшафтном дизайне и выражавшееся в стремлении подражать красоте дикой природы.

В наше время возрождение интереса к коряжнику как элементу садового дизайна имеет под собой несколько иные идейные основания, чем былая мода на него в викторианской Англии. Оно связано со стремлением создать в саду условия, воспроизводящие устойчивые экологические системы дикой природы, с широким набором характерных для них растений, насекомых, животных в сочетании с элементами неживой природы. Впрочем, романтическое очарование непременно сопутствует этим тщательно спланированным уголкам «дикой природы».

Принц Уэльский также создал сад пней в Хайгроуве. Это удаленный от дома участок, один из последних, который был освоен. Это также одна из самых холодных и шумных частей поместья, что создало определенные проблемы для благоустройства. В разработке планов Чарльзу помогали Джулиан и Изабел Баннерманы.

Изначально целью создания сада была посадка коллекции хост. Сейчас в тени этого зеленого массива также пышно растут папоротники, молочаи и морозники. С увеличением размера сада росла и палитра его цветов, и теперь их в нем значительно больше, особенно кремовых и зеленых оттенков.

Оригинальной идеей для сада пней было сформировать круг с тремя входами, по подобию Батского цирка. После обсуждений с принцем было решено, что пни станут идеальным решением для создания выразительных входов и границ нового сада.

В этом саду Хайгроува использованы старые пни посевного каштана, установленные с помощью стальных прутьев. Пни деревьев обычно очень плотные и медленно разлагаются, со временем становясь еще живописнее, создавая естественные условия для развития мхов, грибов и лишайников и обитания полезных для сада насекомых и превращаясь в уголок дикой природы, где, кроме растений и насекомых, могут поселиться и лягушки, и мелких млекопитающие. Все это играет свою роль в создании сбалансированной экосистемы сада.

Сад пней стал одной из главных достопримечательностей садов Хайгроува, но он не всегда вызывал восторженные отзывы. Когда его впервые увидел герцог Эдинбургский, он спросил у принца Чарльза, когда тот собирается все это поджечь.













В 2002 году серые белки повредили девять больших платанов, которые пришлось спилить. Это пространство стало открыто для света, а также для планировки и посадки новых растений. Чарльз снова позвал на помощь Баннерманов, и вместе они решили использовать небольшое углубление за Восточным храмом и создать там водоем. В центре на каменном строении растет прекрасная гигантская гуннера.

В Хайгроуве большая популяция птиц, особенно дроздов. А также большие сообщества лягушек, жаб и тритонов (которых привлекает пруд), и слепозмеек, которые все поедают слизней. Пруд облюбовали дикие утки и гнездятся там.









Храмы, арки и холмы были сооружены летом 1996 года в течение 6-8 недель. Два главных храма были построены из дуба. Тимпаны украшены белыми корнями, которые Баннерманы нашли на берегах шотландского озера. На задней стене одного из них вырезана цитата из Горация "Virtutem verba putant et lucum ligna" (Для тебя добродетель - слово, а священная роща - дрова), а на задней стороне другого - цитата из Шекспира "Find tongues in trees, books in the running brooks, sermons in stones, and good in everything" ([Находит наша жизнь вдали от света] В деревьях - речь, в ручье текучем - книгу, И проповедь - в камнях, и всюду - благо.)













Одна из самых известных частей сада пней - Стена даров. Принц Уэльский получает подарки по всему миру, которые с гордостью выставляет в Хайгроуве. Некоторые такие подарки представлены в специально созданной Стене даров. Здесь они собраны вместе и создают своего рода прекрасную скульптуру. Идея разместить таким образом полученные подарки и образцы работ студентов-каменщиков принадлежала Баннерманам. Сконструировал стену Фред Инд и построил ее таким образом, чтобы она выглядела естественной.









Домик на дереве, получивший название Холлируд-хаус, был построен по проекту дизайнера Вилли Бертрама. Бертрам предложил расспросить принца Уильяма о его идеях относительно домика. В ходе беседы принц сказал: "Я хочу, чтобы он был как можно выше, чтобы я смог укрыться ото всех, и хочу веревочную лестницу, которую смогу поднимать, чтобы никто не мог ко мне подняться".

Холируд-хаус был построен и установлен на прекрасном падубе на высоте около 10 метров. Работы были завершены как раз перед седьмым днем рождения принца Уильями 21 июня 1989 года. Чарльз достал специальную ленту, которая была перерезана в торжественной обстановке.

К сожалению, полтора года спустя дерево погибло из-за грибка-паразита, и строение пришлось перенести на несколько метров туда, где оно находится и сейчас. Сейчас домик установлен уже не на дереве, а на десяти высоких грубообработанных камнях из валлийского сланца.













Также ранее в саду пней был мемориал, посвященный поэту Теду Хьюзу, названный Храм достойных. Сооружение выполнено из дуба с орнаментом под червоточину. Чарльз был очень привязан к своей бабушке, и когда она скончалась в 2002 году, он решил посвятить этот мемориал ей. Бронзовая табличка с именем Хьюза переехала на один из храмов, а на Храме достойных появился барельеф с изображением королевы-матери в ее любимой садовнической шляпке.





Между двумя храмами, под большим старым дубом поставлена скульптура Богиня леса: дух спокойствия и тишины. Ее автором является знаменитый британский скульптор Дэвид Уинн. Принц заказал скульптуру в 1991 году. Она выполнена из мрамора россо оробико и предназначена для тактильного восприятия - если провести пальцами по ее спине, можно почувствовать ее позвоночник.














Tags: Британия - Герцогиня Корнуольская, Британия - Принц Уэльский, Замки и дворцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →