PRS (bifrost7) wrote in ru_royalty,
PRS
bifrost7
ru_royalty

Category:

О премии Леони Соннинг

На усмотрение модераторов

Продолжение в тему поста https://ru-royalty.livejournal.com/7495602.html#


Вчера кронпринц Фредерик с супругою кронпринцессою Мэри посетили концерт, посвящённый вручению Хансу Абрахамсену премии фонда Леони Соннинг--международной премии в области академической музыки, присуждаемой в Дании. Премия зародилась во времена правления короля Фредерика 9, отца королевы Маргрете, который был сам умелым дирижёром, неплохим композитором и хорошим музыкантом, поэтому стало доброй традицией присутствие на вручении премии, концерте и мероприятии либо правящей, либо кронпары.
Король Фредерик, по воспоминаниям его старшей дочери, очень радовался возможности пообщаться с лауреатами-великими музыкантами и композиторами и смущался в их компании, понимая всю величину их таланта. В компании музыкантов он сидел молча, ловя каждое слово, а придя домой долго и допоздна с восхищением пересказывал услышанное своей супруге, хотя бы она и была рядом весь вечер. Музыка была  отдушиной короля Фредерика и запросто могла стать его второй или третьей профессией (король был искусный лоцман и любил морское дело).

 Со времени самого первого награждения в 1959 году--того решения,что премия должна достаться Игорю Стравинскому, музыка современных композиторов стала основным объектом наблюдателей от этого фонда. Целью тогда новоучреждённого фонда и приза было абсолютно наивысшее:" Присутствующий здесь высокоуважаемый Игорь Стравинский представляет собой персонификацию музыкальной вершины. Ибо как Альберт Энштейн своим толкованием окружающей нас вселенной была в состоянии изменить наше видение мира, так и Вы, господин Игорь Стравинский, трудом своей жизни смогли изменить мир музыки Вашего времени", прозвучало в речи ведущего церемонии.

Церемония проходила тогда в концертном зале парка Тиволи при участии малого (основного) состава королевского симфонического оркестра, которым дирижировал сам Стравинский. Исполнялась музыка к балету "Жар-птица" (1910)--о требовательности дирижёра к исполнению без малейших искажений и толкований до сих пор помнится в кулуарах оркестра. Когда семидесятисемилетний Стравинский взял слово, он сказал: " Я глубоко тронут оказанием мне такой чести. Благодарю за это от всей глубины сердца."

После концерта был устроен праздничный обед во дворце Кристиансборг, где ближе к концу вечера за кофе приглашённые датские композиторы (в том числе тогда двадцатисемилетний Пер Нёргор ) имели возможность услышать мнение награждённого по ряду музыкальных вопросов.  Так родилась форма премии, когда награждённый не только участвует в концерте, но и близко общается с датским музыкальным обществом--в виде обеда, мастеркласса или совместного концерта. И хотя музыка не олимпийский вид спорта, где лучшего выбирают по подвластным измерению критериям, задачей Фонда Соннинг каждый год по-прежнему остаётся выбрать наиболее выдающегося музыканта--исполнителя или композитора. В связи с этим неизбежна дискуссия о достойности претендента на премию.
Так, например, в 1967 музыкальный критик Йенс Бринкер в газете В.Т. усомнился  в том, что  премии достоен аннонсированный на её получение Витольд Лютославский : "Идея сдаётся, мягко говоря, вызывающей, но в любом случае чересчур преждевременной..." Тогдашнему руководству фонда пришлось приложить немало усилий, чтобы уговорить госпожу Соннинг на то, что премию уже давно пора дать кому-то, не имеющему предварительно большого имени в мире музыки.
После концерта стало ясно, что музыка Лютославского была принята с восторгом (концерт традиционно транслируется по радио и одному или двум национальным каналам) и с выбором номинанта ничуточки не ошиблись. Другая датская газета--Politiken--писала не следующий день "Лютославский звуками своей музыки доказал, что наследие Аполлона вполне возможно передать всеми техническими средствами нашего времени".
Выбор Лютославского предопределил то, что премию стали давать музыкантам, не слишком известным датским широким кругам и это часто придавало популярности лауреатам в северных странах, повод им свободно экспериментировать, имея под рукой один из лучших симфонических оркестров (так Томас Адес в 2015 получил возможность заполнить до последнего метра сцену Концертного дома всевозможными--в том числе редкими--ударными инструментами для исполнения своей концертной программы в полном объёме).

Лауреаты премии (список здесь) люди теперь сплошь очень известные, но таковыми они чаще всего не были на момент получения премии. Среди лауреатов немало представителей "русской" школы и всего два датчанина, поэтому присуждение премии датчанину Хансу Абрахамсену стало важным событием в национальной культурной жизни. Отрадно, что кронпара не пропустила его. К тому же на концерте и после они могли пообщаться и с лауреаткой Соннинг-премии 2020 -- необычайной оперной певицей Барбарой Ханниган, решение о награждении которой было принято в этом году единогласно.

Программа концерта (могу выложить отдельно), разумеется, не могла не обойтись без "хита" Абрахамсена, написанного специально для Барбары Ханниган.
В приложенном видео вы можете насладиться им и чистейшим сопрано Барбары в сопровождении Берлинского симфонического оркестра.





PS Тэг "музыка" не нашла, поставила "видео", хотя его здесь немного--если неверно, уберите.
Tags: Видео, Королевская семья Дании
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments