
30 ноября 1870 года в родительском дворце на рю де ла Реганс в Брюсселе, на углу Королевской площади, в семье графа и графини Фландрских родились двойняшки - Генриетта Мария Шарлотта-Антуанетта и Жозефина Мария Стефания Виктория. Сестёр крестили 29 декабря в соборе Сен-Жак-сюр-Куденберг. Младшая скончалась в возрасте полутора месяцев, а вот старшая прожила 77 лет интересной жизни.
Граф Фландрский (1837-1905) был младшим братом и наследником короля бельгийцев Леопольда Второго (1835-1909).
Генриетта была второй после первенца Бодуэна. Вот они с матерью.

Через два года после Генриетты в 1872 году добавилась сестрёнка Жозефина.

А в 1875 году родился младший, Альберт, будущий король.

В 1891 году в семье произошла трагедия. Генриетта тяжело заболела инфекционной пневмонией. Во время молебна за её выздоровление брат Бодуэн подхватил пневмонию и скончался через несколько дней. Чтобы сохранить покой дочери её родители, которые по очереди дежурили у её постели, каждый раз снимали траурные одежды при входе в комнату. Генриетта поправилась.
Вот оставшиеся дети: две сестры и брат, 1891 год:

После траура по старшему сыну граф и графиня Фландрские задумались о замужестве своих дочерей. Жозефина в 1894 году вышла за своего двоюродного брата принца Гогенцоллерн-Зигмарингеского. Что касается Генриетты, то найти мужа непросто из-за перенесённой ею пневмонии и ограниченного числа католических принцев подходящего возраста.
Генриетта с 1890 года испытывала симпатию к Филиппу Орлеанскому, претендующего на трон Франции, но этот союз был немыслим, потому что король Леопольд II опасался вызвать гнев Третьей республики. С другой стороны, герцог Орлеанский, похоже, не разделяет чувств, которые испытывала к нему Генриетта. В 1894 году граф Фландрский задумал выдать дочь за эрцгерцога Леопольда-Фердинанда, старшего сына великого герцога Тосканского. Но сбор информации открыл плохую репутацию эрцгерцога, которого не любят ни в венском обществе, ни в австрийском флоте, к тому же у него нет положения или состояния.
В 1894 году отъезд из Брюсселя в Потсдам младшей сестры Жозефины, вышедшей замуж, подчеркнул одиночество 24-летней Генриетты, которая всё ещё не замужем. Она часто сопровождает мать в поездках. Весной 1895 года Генриетта встретила Эммануэля Орлеанского, на два года её моложе, двоюродного брата герцога Орлеанского, известного с 1894 года под титулом герцога Вандомского. Он сын Фердинанда Орлеанского, герцога Алансонского, и София Шарлотты Баварской, сестра императрицы Австрии, известной как «Сисси». Эммануэль на хорошем счету в австрийском драгунском полку, где он служит, и информация, собранная о нем оказалась положительной. Поэтому родители Генриетты организуют встречу между Генриеттой и герцогом Вандомским в Лугано в октябре 1895 года. На этот раз король Леопольд II разрешает брак.
Таким образом, помолвка заключается по согласованию с соответствующими семьями. Генриетта заявляет своей матери: «Я нашла свой идеал». 12 февраля 1896 года Генриетта выходит замуж за Эммануэля в Брюсселе. Церемония имела массовый успех, и даже бельгийская социалистическая ежедневная газета Le Peuple, обычно антимонархическая, признавала под несколько ироничным названием, отражающим поздний характер брака, что жених и невеста казались влюбленными.

В браке родилось три дочери и младшенький любимый сыночек.
В начале их брака молодая пара поселились в Нейи-сюр-Сен, в собственном особняке. Это место позволяло Генриетте часто видеться с родителями, к которым она была очень привязана.

В 1897 году Генриетта была контролёром пожертвований на благотворительном аукционе. Случился пожар, во время которого погибла её свекровь.

Во время траурных мероприятий брат Генриетты принц Альберт познакомился с племянницей покойной, Елизаветой Баварской. Сводничество Генриетты оказалось успешным, молодые люди поженились.
После рождения первой дочери Мари-Луизы в последний день 1896 года Генриетта родила вторую дочь Софию 19 октября 1898 года. Через три дня новорожденная девочка стала жертвой таких сильных конвульсий, что можно было опасаться за ее жизнь. Ребёнок выжил, но получил необратимые интеллектуальные последствия. Затем Генриетта перенесла два подряд выкидыша, прежде чем родила третью дочь, Женевьеву, 21 сентября 1901 года. Наконец, родившийся 4 апреля 1905 года долгожданный сын Шарль-Филипп, сразу получил титул герцога Немурского, его крещение было отложено из-за смерти графа Фландрского.
До войны Гениетта вела активную светскую жизнь. В её доме встречались короли в изгнании, финансовые магнаты и богатые промышленники.

Генриетта делегировала часть воспитания детей гувернанткам, но она также сама заботилась о своих детях, пропагандируя физические упражнения, верховую езду и плавание. Её здоровье иногда оставляет желать лучшего, потому что она склонна к приступам астмы, иногда сопровождающимся бронхитом.
После вступления на бельгийский престол её брата Альберта в 1909 году престиж Генриетты, ныне королевской сестры, повысился. С финансовой точки зрения смерть в 1910 году Фердинанда, её свёкра, увеличила материальное положение семьи. Приёмы становятся все более роскошными и многочисленными. Графиня Фландрская не одобряла дорогой образ жизни своей дочери и зятя.

Начало войны застало Генриетту в Англии, где они с мужем имели поместье неподалёку от Уимблдона. Несмотря на военные действия, супруги продолжили путешествовать по Европе, за исключением территорий Центральных держав. Эммануэль предлагал королю Альберту свою помощь, но правительство отклонило её, чтобы не испортить отношения Французской республикой. Генриетта открыла госпитали в своих поместьях Бельгии, Великобритании и Франции. По словам историка Жоффри Льенара, «война подняла Генриетту до статуса ключевого игрока во французской благотворительности».
Во время войны Генриетта выдаёт замуж свою старшую дочь. ввиду обстоятельств церемония была скромной.
После войны Генриетта воспользовалась возможностью восстановить отношения с сестрой, навестив её в Германии. С финансовой точки зрения положение семьи оставалось стабильным, но они решили продать свою собственность в Австрии.
Зимой 1920-1921 годов супруги совершили путешествие по Северной Африке, которое привело их в Алжир, Тунис и Марокко. Очарованная Генриетта открыла для себя пейзажи, которых она не знала, и смогла свободно дать выход своей страсти к акварели и лирическим рассказам.

Здоровье Эммануэля ухудшалось, он демонстрировал усиливающуюся склонность к алкоголизму. В апреле 1923 года их дочь Женевьева выходит замуж за Антуана де Шапоне в Каннах, этот брак получил одобрение Вандомов. 14 июня 1923 года Генриетта присутствует на крещении Ренье Монакского (будущего суверенного князя) в качестве крёстной матери новорожденного в соборе Монако. Что касается дочери Марии-Луизы, её брак с Филиппом Бурбоно-Сицилийским не выдержал испытания временем и был расторгнут.
Шарль-Филипп по прозвищу «Чаппи», единственный сын Генриетты, давал её множество причин для беспокойства: мало прилежный, он пил, путешествовал, как ему заблагорассудится, и у него был роман с Маргарет Уотсон, родившейся в Америке. О, Боже!

Несмотря на совет родителей, Шарль-Филипп женился 24 сентября 1928 года без ведома семьи на этой Маргарет, которая обратилась в католицизм. Генриетта рассматривала это испытание как «драму: последний представитель мужского пола ветви Дома Орлеан был женат на эксцентричной американке». Две недели спустя, когда Эммануэль проходил курс лечения в Лозанне, ментально больная дочь София почти внезапно умерла от обморока из-за недостаточности миокарда. 1928 год закончился повторным браком Марии Луизы с Уолтером Кингслендом, американским простолюдином. Если Генриетта со скрипом одобрила этот союз, Эммануэль отказался дать свое благословение.
В 1930 году, когда их родители разошлись, Ренье Монакский и его сестра Антуанетта сперва были переданы на воспитание именно герцогине Вандомской, а затем лишь потом были приняты их дедом Людовиком II. Несмотря на слабое здоровье, Эммануэль продолжал свои проекты в области недвижимости и планировал построить новую резиденцию в 16-м округе Парижа. Но он заболел гриппом и умер от сердечной недостаточности 1 февраля 1931 года.
Ее семья разбросана и не дает ей поводов для удовлетворения. Генриетта, рано овдовевшая, решает посвятить себя личному проекту. Она решила продолжить классификацию объемных семейных архивов, переданных и собранных в замке Турронд, который она приобрела в 1922 году после продажи своей английской резиденции под Уимблдоном.
Также Генриетта отдалась живописи, став неплохим акварелеистом.



После финансового кризиса 1929 года накопились денежные проблемы. Генриетта была потрясена масштабами благотворительной деятельности, которую она поддерживала и которую больше поддерживать не могла. Всё ее имущество должно быть продано, кроме Турронда. В 1934 году свободных активов, которыми можно было бы распорядиться, не было. Его сын также потерпел серьезные неудачи и был вынужден в 1933 году ликвидировать свою племенную компанию в Рабате, в которую его родители вложили много средств. После неожиданной смерти своего брата короля Альберта Генриетта сразу же в сопровождении сына отправилась в Брюссель утешать королеву Елизавету. Во время гражданской войны в Испании Генриетта, казалось, поддержала генерала Франко. С идеологической точки зрения Генриетта, по словам историка Оливье Дефранса была «интеллектуальна, набожна и привязана к традициям, придерживаясь очень консервативных взглядов. Она решительно защищает идею [восстановления] монархии во Франции с большим рвением, чем её муж».

«С двумя безумцами, такими как Бенито и Адольф, может случиться все, что угодно: мы можем проснуться посреди ночи под обстрелом», - написала Генриетта, которая окончательно поселилась в 1938 году в Люгрене, на территории Франции, недалеко от швейцарской границы, в замке Блоне-ан-Шабле (также называемом замком Турронд) с видом на Женевское озеро. Это единственное жилище, которое она сохранила после вынужденной продажи всей своей собственности. Она жила там в шатком финансовом положении, но продолжала принимать в своих салонах савойских джентльменов и людей, проживающих в регионе.
С началом войны Генриетта открыла небольшой лазарет, она также создала несколько благотворительных организаций. Генриетта приветствовала установление режима Виши, маршал даже направил ей благодарность за поддержку. Когда её сын был арестован по подозрению в поддержке Сопротивления, она подключила свои связи и легко добилась его освобождения. Между тем в октябре 1943 года Генриетта узнала о смерти своего 18-летнего внука Пьера Эммануэля де Шапоне, который участвовал в военно-морской авиационной эскадрилье Свободной Франции.
После войны Генриетта довольно часто ездила в Веве, Швейцария, где общалась с королевскими высочествами, большинство из которых были в изгнании: ее кузиной Клементиной, принцессой Наполеон, королевой Португалии Марией Амелией, королевой Испании Викторией Евгенией, графом и графиней Барселонскими, и особенно со своей племянницей Марией Жозефиной Итальянской.
Вот она с тремя королевами:

На старости лет Генриетте пришлось расстаться и с замком Турронд, она решила переехать в Швейцарию, в пансион. Сразу после переезда её состояние ухудшилось: сердце, легкие и почки. Генриетта скончалась 28 марта 1948 года. Похоронена в склепе королевской часовни Дрё, некрополе семьи Орлеанов.


